Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме

В этом году на День России мы с друзьями оказались в Екатеринбурге, и я, конечно, не мог упустить возможность посетить музей Уральской горно-металлургической компании в его городе-спутнике Верхней Пышме. Этот настоящий музейный комплекс открылся относительно недавно и уже стал одним из крупнейших в России. Комплекс состоит из двух музеев - Музея военной техники, Музея автомобильной техники - и открытой площадки. На последней находились основные интересные для меня экспонаты - корабли ВМФ.

Всего в музейном комплексе в Верхней Пышме в настоящий момент установлены пять военно-морских экспонатов-кораблей. К сожалению, среди них только один является аутентичным, когда все остальные были воссозданы специально для музея в недалеком прошлом по старым чертежам. Все экспонаты относятся к периоду Великой Отечественной войны.

Перед основным зданием выставочного центра музея установлен макет торпедного катера проекта 123бис “Комсомолец”. 
Катера этого типа являются одними из наиболее любимых объектов музеефицирования, его и его братьев можно встретить во многих городах России и зарубежья. Данный воссозданный катер был построен в Санкт-Петербурге специально для уральского музея. Макет носит номер 141. Такой катер действительно существовал. ТК-141 “Одесский комсомолец” был построен в Ленинграде и известен тем, что совместно с ТК-131 (помните, макет катера с этим номером установлен в музее на Поклонной горе) тяжело повредил немецкий эсминец Z-34. Он был ошибочно потоплен советской авиацией 9 мая 1945 г. в районе Либавы.

Остальные четыре экспоната размещены за выставочным музеем. Здесь в ряд стоят бронекатер проекта 1125, полноразмерные макеты бронированного малого охотника за подводными лодками проекта 194, бронекатера проекта 161 и подводной лодки типа М XII серии.
Бронекатера проекта 1125 - еще один тип катеров, наиболее часто встречающиеся в качестве мемориалов и среди экспонатов музеев. Их также можно найти во многих городах России, ближнего и дальнего зарубежья. Спроектированные в 1930-е гг. бронекатера принимали активное участие в боевых действиях Великой Отечественной войны, являясь основной ударной силой речных флотилий. Всего было построено 204 подобных катера. Согласно информационной табличке бронекатер был заложен в 1941 г. на заводе №340 в Зеленодольске, спущен на воду в 1942 г. Его строительный номер 221. 7 августа 1942 г. он был передан в состав Волжской военной флотилии. Бронекатер первоначально носил бортовой №76, с сентября №74, с октября того же года №34. 30 октября все того же 1942 г. во время выгрузки раненых у Северного причала в районе Сталинграда катер был потоплен. В марте 1944 г. бронекатер был поднят. Информации, как он спустя несколько десятков лет стал музеем, я не нашел. Этот катер стал частью музея весной 2015 г.
Вторым в линии установлен макет бронированного малого охотника проекта 194. Эти корабли, спроектированные и построенные во время Великой отечественной войны в Ленинграде, служили только на Балтийском море. БМО отличались от предшествующих катеров МО-4 бронированием бортов и рубки, а также усиленным вооружением. Всего было построено 66 подобных кораблей, 10 из которых погибли. Катер был построен специально для музея УГМК в Перми в 2015 г., имеет бортовой номер 521 и на спасательном круге катера даже указано имя - “Чкаловский комсомолец”. Катер БМО-521 действительно существовал, вошел в строй в 1944 г. и носил имя собственное “Юный чкаловец”, а затем “Чкаловский комсомолец”.
Третьим в линии стоит макет бронекатера проекта 161. Эти относительно большие катера имели водоизмещение 163 т и их также называли морскими бронекатерами и шхерными монитороми, а после войны носили “звание” малых канонерских лодок. Катера проектировались и строились во время войны, служили на Балтийском море. Всего в 1942-1944 гг. было построено 20 катеров этого типа. Экспонат в Верхней Пышме появился перед празднованием Дня Победы в 2015 г. и несет номер 505. Реальный БК-505 проекта 161 был построен в 1943 г. в Ленинграде и служил до 1957 г.
В конце линии установлен макет-реконструкция малой подводной лодки типа М XII серии проекта 40. Лодки этого типа также принимали активное участие в боевых действиях Великой Отечественной войны, служили на всех флотах. Всего было построено 46 “Малюток” XII серии. Экспонатом музея лодка стала ко Дню Победы в 2016 г. Данная реконструкция также была построена в Перми, перевезена по частям и собрана в музее, став ее самым большим экспонатом. Лодка носит номер М-32. Оригинальная лодка М-32 была построена в 1939-1940 гг. в Горьком на заводе “Красное Сормово” и воевала в составе Черноморского флота.


Помимо указанных пяти катеров и лодки, в музее установлены также рубка средней подводной лодки типа Щ, а также другие более мелкие флотские экспонаты. В целом музей оставил очень хорошее впечатление. Очень порадовало, что несмотря на то, что все экспонаты, кроме одного, являются фактически вновь построенными копиями, создатели музея указали на бортах не простые номера и имена. Хочется надеятся, что музей в Верхней Пышме еще прирастет новыми кораблями.

Комментарии

Популярные сообщения