Мой первый визит в Финляндию. Часть первая: Хельсинки

Этот пост будет первым о старых кораблях не в России. Не могу похвастаться, что побывал во многих местах за рубежом и увидел много музейных кораблей, но где-то побывать все же удалось.
Новый 2014 год я встречал в Финляндии, где посетил современную столицу Хельсинки и старую столицу Турку. Здесь нашлось очень много музейных кораблей, которые было очень интересно посмотреть, да и сама страна оказалась любопытной. Этот пост будет посвящен кораблям Хельсинки.
Хельсинки, ранее шведский и российский Гельсингфорс, является крупным портом на Балтийском море и неудивительно, что здесь можно найти много интересного для увлеченного морской историей человека. Однако если подходить строго, то музейный корабль в столице Финляндии только один - одна из пяти подводных лодок военных времен - Vesikko. 

Эта небольшая подводная лодка была сконструирована голландской компанией, учрежденной немцами после Первой мировой войны. Так Германия обходила статьи Версальского мирного договора на запрет строительства подводных лодок. Сама лодка стала прототипом для немецких подводных лодок II серии; она строилась на заводе в Турку и была спущена на воду в 1933 г., ее испытывали немецкие моряки под строительным номером CV-707 и лишь в 1936 г. финское правительство выкупило ее и она вошла в состав финских ВМС под названием Vesikko. Подводная лодка принимала участие в советско-финской войне 1939-1940 гг. и Войне-продолжении 1941-1944 гг. и даже потопила один советский транспорт. По условиям Парижского мирного договора 1947 г. Финляндии было запрещено иметь в составе флота подводные лодки. Все пять финских лодок ждала судьба разделки на металл, но Vesikko удалось сохранить. С 1973 г. она стала музеем. Лодка установлена на территории бывшей морской крепости Суоменлинна (эта бывшая шведская и русская морская крепость Свеаборг, один из районов столицы Финляндии) и является частью Военного музея. Вход на лодку открыт для посещения в летние месяцы, а я полюбовался ею только снаружи.
Отсутствие официальных кораблей-музеев компенсировало большое количество раритетных кораблей, которые я нашел у набережных Хельсинки или в сухом доке Суоменлинны. Их история насчитывает много десятков лет, а большинство из них все еще на ходу и как-то используются. Один из них, плавучий маяк Relandersgrund, стоящий у набережной Похьёйсранта (я не слишком силен в финском, но должно переводиться как Северная набережная или Северный причал), в настоящее время используется в качестве кафе, но с полным правом может считаться полноценным музейным кораблем. 

Это судно-маяк было построено в 1886-1888 гг. в Турку, долго использовалось по прямому назначению, пережило Первую мировую войну и Революцию, служило также в составе гидрографической службы на внутренних водных путях. В 1978 г. судно продали на металлолом, но новые владельцы имели на него другие планы. В итоге с 2009 г., поменяв несколько раз свое назначение и хозяев, Relandersgrund стоит в Хельсинки и выполняет роль плавучего кафе. Не худшая судьба, на мой взгляд.
Ну, и напоследок нельзя не уделить внимания одному из музеев в Хельсинки, в котором можно найти довольно много экспонатов на морскую тематику. Он опять же находится в Суоменлинне. Одноименный небольшой музей, который к моей радости бывает открыт и в зимнее время, посвящен истории этой крепости со времени строительства первых укреплений в середине XVIII века. Здесь можно найти шведские и русские артиллерийские орудия, боеприпасы, бытовые экспозиции о жизни солдат крепости, модели кораблей шведского шхерного флота, созданного в том же XVIII веке для войны с Российской империей, и даже остатки одной из тех лодок. Отдельная экспозиция была посвящена подводным лодкам Финляндии. Среди экспонатов одной из загадок для меня стал носовой имперский герб с одного из судов российского Балтийского флота. Возможно, он был снят с одного из миноносцев, оставшихся в Финляндии после Революции, но никакой информации по этому вопросу я не нашел. В целом же Суоменлинна, которая, к слову, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, достойна самого пристального внимания для любителей морской истории. Это по-настоящему прекрасное место не только для любителя истории, но и отлично подходит для обычной прогулки. Несмотря на зимнее время, большей частью закрытые музеи, очень сильный ветер мне очень понравилось. Было бы здорово посетить это место еще раз!

В следующей части, которая последует очень скоро, мы посетим Турку и его большой морской музей Forum Marinum.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения