Москва - "порт пяти морей"

Сегодня будем гулять по Москве. Наша столица, центр притяжения, может похвастаться отличной “коллекцией” старых кораблей, размещенных сразу в нескольких музеях. Это действительно может показаться странным иностранцам, но город, расположенный далеко от моря, не имеющий в общем-то морской истории, располагает одним из самых больших собраний музейных кораблей в стране.

Начнем мы, пожалуй, с Центрального музея вооруженных сил Российской Федерации, на открытой площадке которого среди танков и бронемашин, самолетов и вертолетов, ракетной и артиллерийской техники притаился и наш экземпляр - бронекатер БК-433 (первоначально №433). 

Этот катер был построен в 1943 г. на заводе №638 в Астрахани. Многочисленная серия пр. 1124 была создана для действий на реках и в прибрежных морских районах, и катер входил сначала в состав Азовской военной флотилии, а затем Дунайской военной флотилии. В Великой Отечественной войне БК-433 принял участие в Керченско-Эльтигенской, Белградской, Будапештской, Венской операциях. В музее катер был установлен в 1979 г. К сожалению, современное состояние, как и состояние многих других экспонатов музея, оставляет желать лучшего. По крайней мере, он выглядел помятым пару лет назад, когда я посещал музей. Кроме этого катера, на той же площадке Центрального музея ВС РФ размещены и другие “морские” экспонаты: морские мины и торпеды, торпедные аппараты, корабельные артиллерийские установки, корабельный вертолет.

Еще два экспоната можно найти в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, а точнее на ее площадке боевой техники. Мне там очень понравилось несмотря на то, что нас застал сильный дождь. Действительно по наполненности экспозиций и размещению этот музей один из лучших, что мне довелось посетить.

В той части парка, где расположена военно-морская техника, можно увидеть два боевых катера. 

Первый - это реконструкция торпедного катера пр. М123-бис “Комсомолец”, построенного в 1995 г. специально для установки в музее. Бортовой номер указан “131”. Катера этого и близких проектов можно встретить также в музеях не только России, но и странах ближнего и дальнего зарубежья.

Второй катер, установленный в музее, должен быть оригинальным артиллерийским катером пр. 1204 “Шмель”. Эти катера строились в 1960-70-х гг. для ВМФ и морских частей пограничных войск КГБ СССР и предназначались для действий в основном на реках. Всего было построено 118 единиц. Какой катер установлен в музее на Поклонной горе, я к сожалению, не знаю; в самом музее об этом информации не оказалось и я не нашел информации о нем в Интернете. Информационная составляющая - один из немногих моментов, которые можно было бы улучшить в этом музее.

Кроме этих двух судов на площадке есть и другие уникальные морские экспонаты: боевые рубки подводных лодок времен Великой Отечественной войны Л-3 и Щ-7, артиллерийские установки, стволы орудий, торпедное и минное оружие.

Сразу три наших экспоната расположены на северо-западе Москвы в парке “Северное Тушино”. Этот парк расположен на берегах Химкинского водохранилища и именно здесь можно найти самые большие и интересные корабли-музеи. В 1999 г. после обращения ветеранов ВМФ к мэру Москвы был создан Культурно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота”, сейчас организационно он объединен с парком и называется Музейно-парковый комплекс “Северное Тушино”, а на официальном сайте парков Москвы о “морской” части парка говорится как о Музее истории ВМФ. В середине 2000-х гг. в музее были установлены дизель-электрическая подводная лодка Б-396 “Новосибирский комсомолец” пр. 641Б “Сом”, транспортно-десантный экраноплан “Орленок” МДЭ-160 пр. 904 и десантный катер на воздушной подушке Д-357 пр. 1205 “Скат”.

Подводная лодка Б-396 была построена в 1980 г. на заводе “Красное Сормово” в г. Горький (здесь я опять не могу не пожалеть, что такой лодки нет в родном Нижнем Новгороде) и несла службу в составе Северного флота. После списания ее переоборудовали в Северодвинске и отбуксировали в Москву, где в 2005 г. состоялось торжественное открытие ее в качестве музея. Лодка открыта для посещения, так что ее можно посмотреть не только снаружи, но и внутри.

Экраноплан МДЭ-160 был доставлен в Москву из Каспийска в 2007 г. и стал частью музейного комплекса. Работы по разработке экраноплана пр. 904 велись в г. Горький в знакомом нам ЦКБ по СПК под руководством Ростислава Алексеева. Всего было построено 5 единиц на заводе “Волга” при конструкторском бюро, хотя первый из них использовался только для статических испытаний. МДЭ-160 - последний из серии был построен в 1983 г. К сожалению, судьба этих кораблей сложилась тяжело и они служили совсем недолго, но это очень здорово, что удалось сохранить хотя бы один из этих кораблей в качестве музея.

Катер на воздушной подушке Д-357, как и экраноплан, был доставлен для установки в музее из Каспийска в том же 2007 г. Он является представителем первой массовой серии боевых судов на воздушной подушке в советском ВМФ. Проект 1205 был разработан в конце 1960-х гг., всего было построено 29 катеров на трех заводах. Д-357 был построен в 1976 г. в Феодосии и первоначально служил в составе Черноморского флота и позже переведен в состав Каспийской флотилии. Эти небольшие катера предназначались для высадки десанта.

Кроме собственно этих трех экспонатов на площадке можно найти несколько элементов конструкции отдельных кораблей и подводных лодок - от имитатора торпеды до участка якорной цепи.

Я уверен, что в Москве еще появятся музейные корабли, тем более, что один из кораблей уже стоит в той же акватории Химкинского водохранилища, но на противоположном берегу от Музея истории ВМФ. Я говорю о сторожевом корабле “Дружный” пр. 1135. Его отбуксировали в Москву с целью превратить в музей, потом писали о планах сделать его рестораном или развлекательным центром, но пока ни один из планов не был реализован, и корабль все еще ждет своей участи. Давайте надеяться на лучшее для него!

Комментарии

Популярные сообщения