Визит в Калининград и его Музей Мирового океана

По горячим следам пишу заметку о посещенных мной только что Калининграде и Балтийске и еще одних сохраненных на Балтийском море кораблях. Посетить этот самый западный регион России я хотел давно, а тут мы собрались ехать компанией. Программа состояла из посещения Балтийска на день военно-морского флота, калининградского Музея Мирового океана, осмотра объектов старого Кенигсберга, поездки на Куршскую косу и Светлогорск. Как вы думаете, мне понравилось? :-)
До Музея Мирового океана я добрался далеко не в день приезда. Первый полноценный день выпал на последнее воскресенье июля и мы поехали в Балтийск, базу Балтийского флота, смотреть парад кораблей. Ехали мы на автомобиле и, конечно, попали в пробку - единственный въезд в город был забит калининградцами, решившими также провести выходной на военно-морском празднике. Доехав до города и кое-как оставив машину, мы все же успели на главное действие - проход кораблей по каналу. На Морском бульваре было тесно от людей, но все равно здорово. Выбравшись с канала, мы немного погуляли в округе, поглазели на стоявшие у причалов другие боевые корабли, открытые для посещения. На площади Балтийской славы нашелся первый мой объект - установленный на постамент торпедный катер.
Памятный знак - торпедный катер с номером 36 - был открыт в 1973 г. (я встретил также версию, что он был открыт в 1975 г. - вместе со всей площадью Балтийской славы) в честь боевых заслуг моряков 1-й Краснознаменной бригады торпедных катеров. На сайте fleetphoto.ru указывается, что этот катер был построен в Феодосии на судостроительном заводе “Море” по проекту 123K “Комсомолец”. Какое-то время он, переоборудованный по проекту 123У и получивший наименование КЦ-46, служил кораблем-целью. После списания катеру был возвращен первоначальный вид боевого корабля он стал мемориалом.
В Балтийске, судя по найденным в Интернете фотографиям, установлен еще один памятный знак катерному тральщику проекта Т361. Однако, как я понял, он находится на территории военной части, поэтому его я не посмотрел. Зато мы доехали до кладбища кораблей на окраине Балтийска и я увидел, какая незавидная судьба рано или поздно ожидает большинство из построенных кораблей. На “кладбище” были обнаружены разрезанные на части остатки двух кораблей, один из которых сторожевой корабль “Неукротимый”. Удручающее зрелище.
Теперь о Калининграде. И начну я список с еще одного памятного знака очередного торпедного катера.
На Московском проспекте в 1978 г. в честь моряков-балтийцев установили катер одной из серий послевоенной постройки, который, однако, до наших дней не дожил. В 2010 г. он был заменен на новый: взамен ветхого старого корпуса на Прибалтийском судостроительном заводе “Янтарь” был построен новый, оригинальными должны были остаться только торпедные аппараты. Катер “обновили” по проекту 123-бис, т.е. тому, по которому “Комсомольцы” строились в военное время. Выглядит мемориал очень красиво, жаль, что это все же больше макет, а не живой катер.
Наконец, мы добрались и до Музея Мирового океана - этой российской попытки создать полноформатный морской музей. После его посещения становится очевидным, что сотрудникам предстоит еще много работы. Раздражитель для любого нижегородца синий забор, огораживающий место постройки одного из зданий музея, работающие выставки, аквариум, да и вообще большой разброс объектов музея создают впечатление некоего Вавилона. Ну, да ладно, основными объектами для меня были музейные корабли и я их увидел.
Все, кроме одного, корабельные объекты находятся на реке Преголе на набережной Петра Великого у главного корпуса музея. Еще один объект - ледокол “Красин” - мы уже видели в Санкт-Петербурге, он является филиалом Музея Мирового океана.
Первым в линии стоит средний рыболовный траулер СРТ-129. Это судно водоизмещением 410 т было построено в 1951 г. в городе Росток, Германия. На подобных судах начинался лов рыбы в Юго-Восточной части Балтийского моря и организовывались сельдяные экспедиции к Фарерским островам. СРТ-129 после эксплуатации в качестве рыболовного судна был передан военно-морскому флоту, где использовался для морских и корабельных измерений. В 1996 г. судно было передано Калининградскому рыбному порту, который установил его в качестве памятника истории рыболовной отрасли на своей закрытой территории. А в 2007 г. СРТ-129 стал частью Музея Мирового океана. На судне размещена экспозиция истории рыбопромыслового флота России.
Следующим в линии стоит одно из самых известных научно-исследовательских судов - “Витязь”. Этот первоначально грузопассажирский теплоход был спущен на воду в 1939 г. на верфи “Шихау” в Бремерхафене и назывался “Марс”. В военное время он использовался в качестве военного транспорта и в частности использовался для эвакуации немцев из Восточной Пруссии. В декабре 1945 г. судно было передано Великобритании в качестве репараций, но затем оказалось в числе переданных советской стороне. После недолгой службы в составе торгового флота под именем “Экватор”, судно было передано Академии наук СССР и переоборудовано в научно-исследовательское. Судно недолго носило имя “Адмирал Макаров”, а в 1949 г. последний раз сменило название, став “Витязем”. На протяжении 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР. Всего до 1979 г. судно под вымпелом Академии наук совершило 65 рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Затем на какое-то время “Витязь” оказался заброшенным в Калининграде, пока в 1992 г. оно не было передано новому Музею Мирового океана. После двух лет ремонта на заводе “Янтарь”, в 1994 г., судно встало на вечную стоянку на Преголе. На корабле, открытом для посещения, размещены экспозиции по истории географических открытий, восстановлены интерьеры помещений судов различных эпох.
Третьим в линии музейных судов стоит еще одно научно-исследовательское судно - “Космонавт Виктор Пацаев”. Это бывшее судно космической связи, которое служило для обеспечения полетов советских космических аппаратов, было построено в Ленинграде в 1968 г. как лесовоз и первоначально носило имя “Семен Косинов”. В 1978 г. судно было перестроено в научно-исследовательское, осенью того года на нем был поднят вымпел Академии наук СССР. С 1979 г. по 1994 г. судно совершило 14 рейсов по обеспечению работы космических аппаратов. В 2001 г. “Космонавт Виктор Пацаев” был ошвартован у причала музея, но вроде бы еще используется как стационарный пункт связи. Это судно также должно быть доступно для посещения.
Последней у музейного причала ошвартована дизель-электрическая подводная лодка Б-413 проекта 641. Она была построена в 1968 г. в Ленинграде, с 1969 г. по 1990 г. несла службу в составе Северного флота, а до 1999 г. - в составе Балтийского флота. Выведенная из боевого состава ВМФ лодка, была передана Музею Мирового океана и с 2000 г. стала одним из его объектов. Б-413 открыта для посещения.
Проходя мимо музейных объектов я заметил еще один экспонат для включения в список музейных кораблей. Это малый гидрографический катер МГК-522 проекта 16830 “Дрофа” постройки 1980-х гг. Он оказался отчего-то спрятанным под тентом.
В Музее мирового океана, под открытым небом и в корпусах, помимо, вышеперечисленных объектов, можно найти и несколько других любопытных экспонатов. Так здесь установлены глубоководные обитаемые аппараты “Тетис” советской постройки 1972 г., “Пайсис” канадской постройки 1972 г., знаменитый “Мир-1” финской постройки 1987 г., ограждение рубки подводной лодки проекта 613, самолет-амфибия Бе-12, целая россыпь других объектов - элементов кораблей и корабельного вооружения. Настоящий рай для мореманов! Очень хочется, чтобы такой музей рос и развивался, говорю спасибо его сотрудникам!
До свидания, Калининград! Теперь нужно решать, куда отправляться в следующий раз.

Комментарии

Популярные сообщения