Путешествие в Стокгольм: шведское достояние

Новый 2015 год я встречал в еще одной балтийской стране - Швеции. Более солидный, чем финские города, Стокгольм встретил таким же отсутствием снега и обрадовал своими старыми кораблями. В детстве я был проездом в шведском Гетеборге, но настоящее знакомство со страной и ее старыми кораблями случилось только сейчас в Стокгольме. Этот город хоть и уступает в их количестве тому же Гетеборгу или прошлогоднему Турку, но может похвастаться одним из наиболее уникальных экспонатов. Конечно, я говорю о галеоне Vasa.
Vasa museet, по заверениям на официальном сайте, является самым посещаемым в Скандинавии музеем. В специально построенном здании сохраняется корабль шведского военного флота первой половины XVII века! Само здание можно легко приметить, если смотреть на остров Дьюргарден (или, если угодно, Юргорден), благодаря характерным декоративным мачтам на крыше. Внутри здания, по сути, находится один целый корабль и его можно осмотреть со всех сторон с нескольких ярусов. Вокруг корабля, который можно действительно долго рассматривать, размещены выставки, посвященные истории постройки, дню гибели и истории его подъема. Этот корабль должен был стать гордостью Швеции, символом династии Ваза, сильнейшим кораблем на Балтийском море, но из-за ошибки в проектировании потонул в первом же своем плавании прямо в гавани Стокгольма. Я помню, как впервые узнал о “Вазе” еще в детстве из книжки про потерянные сокровища, и теперь я увидел его вживую. Потрясающий музей!

Совсем недалеко от Vasa museet, а точнее за ним у пирса, стоят несколько музейных кораблей, принадлежащих Морскому историческому музею (Sjӧhistoriska museet). Здесь я нашел ледокол Sankt Erik (спущен на воду в 1915 г., до 1958 г. он носил название Isbrytaren II, музей с 1980 г.), 

первый шведский корабль этого типа, плавучий маяк Finngrundet (построен в 1903 г., музей с 1970 г.), 

тральщик M20 (спущен на воду в 1941 г. и вообще-то приписан к Национальному музею в Карлскроне)

и спасательный катер Bernhard Ingelsson (построен в 1944 г.).

Вместо тральщика я ожидал увидеть ракетный катер Spica, но, как оказалось, зимы он проводит в Карлскроне, военно-морской базе шведского флота. К сожалению, пирс был закрыт, корабли зимой оказались недоступны для посещения. Хорошо разглядеть корабли и сделать пару снимков удалось лишь с городского паромчика, идущего от площади Ниброплан. По информации в сети, недалеко от пирса с кораблями должен располагаться зал со старыми лодками, но и он работает только летом, так что туда я также не попал.
С упомянутого парома был сделан и снимок еще одного плавучего маяка Fladen, стоящего у острова Скеппсхольмен (ну, или Шеппсхольмен). Это построенное в 1892 г. в Мальмё судно носило обозначение Nr. 10B и лишь дежурило у западного побережья Швеции в месте Фладен. Как я понял, судно ожидало продолжения своей жизни в каком-то новом качестве - музейного корабля, ресторана или еще чего-то. У него даже есть свой сайт.



На острове Скеппсхольмен можно найти еще два старых корабля. В месте, обозначенном Google-картами Norra brobӓnken, обосновался лоцманский катер Orion. К сожалению, и он ввиду зимнего времени был закрыт для посещения. Этот небольшой корабль был построен в 1929 г. и состоял в Королевской лоцманской службе. С 1929 г. до 1956 г. он носил имя Kalmar. У этого музея опять же есть свой собственный сайт. Вообще шведы молодцы в части популяризации и рекламы своего достояния, даже самый небольшой музей имеет страничку в Интернете.

Недалеко от Orion’а на Vӓstra brobӓnken стоит бывший фрегат шведского военного флота af Chapman. Корабль был спущен на воду в 1888 г. в Великобритании и первоначально назывался Dunboyne. До покупки его в 1923 г. шведским флотом он носил имя также G.D.Kennedy. До Второй мировой войны он использовался в качестве учебного. В 1949 г. он сохранялся туристической ассоциацией и сейчас используется в качестве плавучего отеля-хостела. Чем-то он мне напомнил Suomen Joutsen в Турку.

Ну, и напоследок можно рассказать о собственно Морском историческом музее (о здании музея). Он несомненно скромнее нашего музея в Санкт-Петербурге. Коллекции в нем разделены по эпохам и гражданскому/военному флоту - ничего необычного. Из наиболее запомнившихся экспонатов отмечу сохранившуюся корму королевской яхты XVIII века Amphion, которая установлена прямо напротив входа, коллекцию старых глобусов и карт. Забавной экспозицией оказалась коллекция, посвященная татуировкам моряков.


Старым кораблям в Швеции живется здорово. Я надеюсь, что у меня еще будет возможность побывать в других городах страны, чтобы навестить всех.

Комментарии

Популярные сообщения