Мой первый визит в Финляндию. Часть вторая: Турку

Вторым городом, который я решил посетить, был Турку, старая столица Финляндии и по случаю город с прекрасным морским музеем Forum Marinum. Сам город небольшой (Википедия говорит о 180 тыс. жителей), но с историей и приятный для прогулок. Несмотря на январский дождь и непривычное отсутствие снега мне очень понравился.

Найти морской музей очень просто: нужно выйти к реке и идти по набережной Ауры в сторону порта. В конце концов можно будет увидеть мачты первого парусника Sygyn, который, как я понял, установлен вне пределов музейного комплекса Forum Marinum.
Sygyn - трехмачтовый барк с деревянным (!) корпусом, построенный в 1887 г. в шведском Гетеборге. Корабль занимался океанскими перевозками, а затем плавал в Северном и Балтийском морях. В 1939 г. корабль был куплен Академией Або для устройства музея, став первым финским музейным кораблем. Несмотря на то, что официально Sygyn - часть Forum Marinum, за ним приглядывает отдельное общество. Для сохранения деревянного корпуса корабля был построен специальный плавучий док, а для зимовки корабль дополнительно готовят, поэтому на фото он в таком неприглядном виде.

Уже совсем недалеко от Sygyn можно увидеть второй парусник Suomen Joutsen, о котором чуть позже, и собственно сам музейный комплекс с остальными кораблями. Forum Marinum состоит из двух зданий, в которых разместились различные выставки, отдельного закрытого павильона катеров и причала, у которого стоят большие музейные корабли. Все они, кроме одного, были закрыты для посещения по случаю зимы. Площадь перед музеем была названа Площадью Архипелагова моря и плиты на ней украшены небольшими металлическими пластинами с именами жертвователей на его защиту. Как я прочитал на официальном сайте, среди имен можно найти и имя российского президента, как и глав других прибалтийских стран.

В музейных зданиях я нашел самые разнообразные экспонаты, посвященные истории гражданского и военного флота, картины, фотографии, предметы корабельной жизни, элементы вооружения, модели кораблей. Отдельно располагалась выставка лодочных моторов, которых было много. В еще одном зале расположилась коллекция всевозможных лодок, катеров и небольших яхт.

В отдельном закрытом павильоне были размещены более крупные экспонаты-катера, в том числе боевые. Здесь я нашел торпедный катер Tyrsky времен Второй мировой войны, патрульный катер Nuoli 8 послевоенной постройки, пару спасательных катеров и один небольшой и совсем неизвестный мне катер.
Торпедный катер Tyrsky был построен в 1943 г. в Турку по типу итальянских катеров. Всего во время войны было построено 6 таких катеров, а еще 2 после ее окончания. С 1944 г. построенные катера стали номерными: Tyrsky стал Taisto 3. Торпедные катера принимали участие в операциях против советского флота, а после присоединения Финляндии к союзникам - против немецких сил. Согласно мирному договору Финляндии запрещено было иметь торпедные катера в составе военно-морских сил и все подобные катера были переделаны в патрульные катера, прослужившие до 1960-х гг. После этого Tyrsky долго ждал своей участи, пока, наконец, в 2000-х его окончательно не превратили в музей.
Патрульный катер (также есть указания, что это моторная канонерская лодка и минный заградитель) Nuoli 8 представляет класс послевоенных финских кораблей. В 1960-х гг. в Турку было построено 13 таких катеров. Они могли использоваться для самых различных целей - от постановки мин до патрулирования. Nuoli 8 нес службу до 1990 г., а в 1996 г. катер был превращен в музей. Оба военных катера принадлежат Военному музею и только сохраняются Forum Marinum.

О двух других экспонатах поменьше, размещенных в павильоне катеров, у меня нет много информации, только имя и год постройки.
Ledsund - спасательный катер, построенный в 1937 г.
Anna Gadd - спасательный катер, построенный в 1938 г.

Как я уже сказал, самые большие экспонаты стояли у причала, напротив зданий музейного комплекса. Большой интерес вызвали два военных корабля послевоенной постройки - корвет Karjala и минный заградитель Keihässalmi, стоящие борт о борт друг с другом, отчего мне не удалось получить хорошего снимка второго из них.
Корвет Karjala был построен в Хельсинки в 1968 г. по типу Turunmaa и служил до начала 2000-х гг. В 2002 г. корабль стал музейным.
Минный заградитель Keihässalmi был также построен в Хельсинки, но чуть ранее, в 1957 г., ранее он стал и музейным - уже в 1994 г. Согласно официальному сайту оба корабля опять же принадлежат Военному музею, в то время как Forum Marinum отвечает за их сохранность.

Рядом с боевыми кораблями стоит бывший пассажирский паром и круизный лайнер Bore, который исполняет не только роль музея, но и роль отеля. 
Это единственный корабль Forum Marinum, который можно было посетить зимой. Bore был построен в 1960 г. в Швеции по заказу финской компании. За годы службы корабль исполнял роли парома, затем круизного судна, носил имена Borea и Kristina Regina. В 2010 г., после переделки в первоначальный вид, Bore стал музейным кораблем, исполняющим также роль плавучего отеля.

Но, пожалуй, главным кораблем, символом музея, является фрегат, бывший учебный корабль финских военно-морских сил Suomen Joutsen. 
Название корабля переводится как “финский лебедь” и его белый корпус действительно похож на эту птицу. Парусник был построен во Франции в Сен-Назер в 1902 г. и первоначально назывался Laennec, занимался грузовыми перевозками. В 1921 г. его продали немецкой торговой компании и он под новым именем Oldenburg выполнял роль учебного судна. В 1930 г. его приобрело финское правительство и корабль стал учебным судном военно-морских сил под своим современным названием. Во время войны Suomen Joutsen служил в качестве базы подводных лодок. После войны корабль использовался мало, в конце концов он служил базой для морской школы в Турку, а затем его превратили в музей.

Среди больших судов у причала Forum Marinum на плаву сохраняются и более мелкие.
Здесь можно найти старый паровой буксир Vetäjä V. Корабль был построен в 1891 г. и первоначально был пассажирским пароходом, под именем Ilmari он использовался на внутренних озерах. Позже корабль стал использоваться в качестве буксира, сначала в Виипури (современном нашем Выборге), потом в Турку. В Турку он поменял имя на Vienti, а еще позже на Vetäjä V, прослужив до 1984 г. В 1986 г. судно передали в музей.
Еще одним небольшим судном оказался катер береговой охраны RV 214 Rautaville. Он был построен в 1960 г. и служил на станции береговой охраны в Кустави на западе Финляндии, первоначально он носил номер RV 14. После окончания службы в 2000 г. катер был подарен музею в честь 70-летия Береговой охраны Финляндии.
Лоцманский катер MKL-2103 оказался спрятанным за два больших военных корабля Karjala и Keihässalmi, его нечеткое фото вы уже видели выше.
Еще один экспонат - речной паромчик Pikkuföri - пришлось поискать. Он оказался поднят на причал, видимо, для зимовки или каких-то работ. Это небольшое судно было построено в 1975 г. и использовалось здесь, на реке Аура.

Среди указанных на официальном сайте или упомянутых в других обзорах, я не нашел несколько судов. Так нигде не было полицейского катера PMV-1391, катера постановщика буев MKL-2317 и почтовой яхты Postineiti. Вместо этого на причале без каких-либо опознавательных табличек и имени на борту стоял будущий новый экспонат. Да еще какой! У одного из сотрудников сувенирной лавки музея я узнал, что новый корабль - бывший разъездной катер российского военного ведомства “Шрапнель” постройки времен Первой мировой войны, доставшийся финнам после Революции. 
В финском флоте он служил под именем Wilhelm Carpelan и обслуживал береговую артиллерию, а после окончания Второй мировой войны принял участие в послевоенном тралении Финского залива. После исключения из состава флота в 1977 г. он был продан частному лицу. В 2013 г. его подарили Forum Marinum, где я его и застал.

Вдоволь нагулявшись по музею и по причалу, вы обязательно проголодаетесь и зайдете в местное кафе (кафе-ресторан, если пожелаете) Daphne. Кроме собственно обеда, здесь можно полюбоваться на еще один музейный экспонат - кетч Daphne. 
Этот кетч был построен в Турку в 1935 г. Судно стало известно благодаря тому, что на нем совершал свои путешествия финский писатель и историк искусства Йоран Шильдт. Благодаря друзьям Шильдта это судно в конце концов вернулось в Финляндию и в настоящее время представлено в музее.


Forum Marinum оказался прекрасным, и жителям Турку можно только позавидовать! Кроме Турку и Хельсинки, музейные корабли можно найти в нескольких других городах Финляндии, так что эту страну мне предстоит посетить еще как минимум раз:-)

Комментарии

Популярные сообщения