Музейные корабли Санкт-Петербурга и Кронштадта

Пожалуй, городом, который может похвастаться самой богатой и уникальной коллекцией кораблей-музеев в России, является наша вторая столица Санкт-Петербург. Этот город действительно имеет славные морские традиции, основанный Петром I, он стал колыбелью Балтийского флота и в общем - новой России. Здесь можно найти не только музейные корабли, но и один из лучших и богатых по экспонатам военно-морской музей в мире. В новом здании переехавшего музея я не был, надеюсь, будет возможность написать о нем в одном из будущих постов. 


Думаю, о первом корабле знают очень многие не только в России, но и за рубежом. Конечно, я имею ввиду “Аврору”. Этот бронепалубный крейсер является одним из старейших музейных кораблей в России, он был спущен на воду в начале XX века - в 1900 г. В Русско-японскую войну он участвовал в походе 2-й Тихоокеанской эскадры из Балтийского моря на Дальний Восток и принимал участие в Цусимском сражении, в Первой мировой войне крейсер участвовал в операциях в Балтийском море. В октябре 1917 г. крейсер “Аврора” и матросы с него приняли активное участие в штурме Зимнего дворца, где заседало Временное правительство. В межвоенный период на корабле проходили обучение будущие кадры флота, а в Великую отечественную войну крейсер вновь вступил в бой. Решение о музеефикации корабля было принято еще до конца войны, но реализовать его удалось лишь в 1948 г., когда корабль занял место в устье Большой Невки. До этого корабль еще принял участие в съемках художественного фильма “Крейсер “Варяг”, исполнив роль своего не менее знаменитого собрата. Во вторую половину XX столетия “Аврора” прошла несколько ремонтов, кстати, и на момент написания поста корабль также находится на капитальном ремонте, который должен продлиться до следующего года. Организационно корабль является филиалом Центрального военно-морского музея, внутри корабля расположена небольшая историческая выставка, а в качестве бонуса можно прогуляться по его палубе.

На набережной Лейтенанта Шмидта находится еще один корабль с не менее богатой историей. Здесь стоит ледокол “Красин”. Этот корабль, первоначально носивший имя “Святогор”, был построен по заказу России в Англии в городе Ньюкасл в самый разгар Первой мировой войны и первоначально был зачислен в состав совсем новой флотилии Северного Ледовитого океана. После перехода на русский Север ледокол недолго занимался обеспечением доставки грузов союзников, а в Интервенцию был уведен в Англию. Новому советскому правительству удалось вернуть его, в переговорах участвовал советский торговый представитель Леонид Красин, чье имя корабль вскоре и получил. В 1928 г. ледокол уже с новым именем участвовал в спасении экипажа дирижабля “Италия” экспедиции на Северный полюс генерала Умберто Нобиле. Из всех посланных на выручку судов лишь “Красин” смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. Эта операция прославила корабль на весь мир, а ледокол действительно оставался самым мощным в своем классе. Ледокол “Красин” прошел Великую отечественную войну, занимаясь обеспечением проводки северных конвоев, после войны прошел модернизацию и работал по прямому назначению до 1972 г., когда был передан в Министерство геологии РСФСР. В качестве научно-исследовательского судна переименованный в “Леонид Красин” служил до 1989 г., когда был передан на баланс Международного фонда истории науки. Сегодня он является филиалом калининградского Музея мирового океана, им можно полюбоваться как снаружи, так и внутри, где размещаются различные тематические выставки.

На той же набережной Лейтенанта Шмидта у плавпричала на плаву сохраняется подводная лодка С-189 проекта 613. Построенная в Ленинграде, она вошла в состав военно-морского флота в 1955 г. и служила до 1990 г., когда была исключена из его списков. Она долгое время ждала своей участи в Кронштадте, в конце 1990-х гг. даже затонула прямо у пирса. В 2005 г. по инициативе ветеранов-подводников и при спонсорстве одного из бизнесменов она была поднята, переоборудована и в 2007 г. стала музеем. В отличие от большинства других музейных кораблей С-189 - частный музей. С 2010 г. она открыта к посещению.

Более пожилая подводная лодка с боевой историей, а именно Д-2 “Народоволец”, установлена на постаменте в Шкиперском протоке недалеко от площади Морской Славы. Эта построенная в Ленинграде и вошедшая в состав флота в 1931 г. подводная лодка несла службу в составе Балтийского и Северного флотов. Она относилась к первой серии подводных лодок, созданных в новом советском государстве. Д-2 участвовала в боевых операциях Великой отечественной войны. Лодка продолжила службу и после войны, в 1956 г. ее исключили из боевого состава флота и она была переформирована в учебно-тренировочную станцию УТС-6. В 1989 г. после восстановительного ремонта Д-2 “Народоволец” была установлена на свое постоянное место в качестве мемориального комплекса. Сейчас она - еще один филиал Центрального военно-морского музея и открыта к посещению.

Недалеко от подводной лодки Д-2, рядом с уже упоминавшейся площадью Морской славы, а точнее - перед выставочным комплексом “ЛенЭкспо”, установлен торпедный катер проекта 123К ТК-23. Этот катер был построен в Феодосии уже после войны, а установлен на гранитном постаменте в Ленинграде в 1973 г. Торпедные катера этого и родственных проектов 123-бис и М123-бис проектов, пожалуй, наши самые популярные музейные корабли. В прошлом посте о кораблях в Москве я уже об одном рассказывал.

Теперь отправляемся в Кронштадт, город, который мне, не местному жителю, вряд ли представляется в отрыве от Санкт-Петербурга. Кроме того, что это очень атмосферный город с красивыми старыми зданиями, возможностью посетить причалы с действующими боевыми кораблями и разбросанными по всему городу морскими мемориалами, здесь находятся и пара наших экспонатов.

Практически у Кольцевой автомобильной дороги на улице Гидростроителей совсем недавно разбили сквер Катерников. В 2009 г. в сквере на бетонный постамент в форме волны установили торпедный катер все того же проекта 123К. Именно здесь в районе бывшей базы Литке, в период Великой отечественной войны базировались торпедные катера. Ранее этот катер был установлен в одной из воинских частей города, а после ее расформирования катеру удалось дать новую жизнь в новом месте. Название и номер катера мне не известны, в Интернете можно найти лишь фотографию этого катера с его прежнего места расположения с хорошо видным бортовым номером 57.

Также в качестве бонуса в Кронштадте можно увидеть транспортировщик боевых пловцов В-499 проекта 908 “Тритон-2”. Она размещена на территории Кронштадтского морского кадетского корпуса. Я не уверен, что в него пускают простых прохожих, но субмарина хороша видна за забором. Эта небольшая подводная лодка предназначалась для тайной транспортировки шести водолазов к месту проведения специальных операций. Всего в 1970-80-е гг. было построено 13 таких единиц, одна из которых и сохраняется в Кронштадте.


Увидимся в других городах!

Комментарии

Популярные сообщения