Старые корабли Нижнего Новгорода

Пожалуй, для первого поста в новом блоге нужно написать небольшое введение.
Я родился и вырос в небольшом городе вдалеке от “большой” воды. Не знаю, откуда у меня такая любовь к кораблям, но она началась задолго до переезда в Нижний Новгород с его красивейшими Волгой и Окой. В школе моим любимым предметом была история и отчего-то в какой-то момент меня привлекла история военного и гражданского флотов. В школе и университете я читал очень много, прочитал, наверно, все “морские” книги в городских библиотеках, приобретал целые серии книг, “зависал” в Интернете в поисках судьбы какого-нибудь фрегата или подсчитывая потери в давнем сражении. Любовь к этой теме сохранилась до сих пор.
Этот мой новый блог совсем не будет касаться моей профессии, здесь будет все о моем увлечении. Мне интересны старые, музейные, корабли, как военные, так и гражданские, и в тех местах, где я бываю, я стараюсь найти такие. В постах я буду описывать города и музейные корабли, на которые можно посмотреть в них. Они не будут очень длинные, вряд ли стоит писать подробно об их истории, если эту информацию можно легко найти в Интернете. Это будет что-то вроде визитки города с ее музейными кораблями.
Думаю, в первом посте будет правильным написать о старых кораблях родного города.
Нижний Новгород находится очень далеко от моря, но несмотря на это город являлся и является до сих пор одним из главных центров судостроения в стране. Думаю, многие хотя бы раз слышали о заводе “Красное Сормово”. Это крупнейшее предприятие, открытое в середине XIX века, начало со строительства речных паровых судов с деревянными корпусами, позже с его стапелей начали сходить суда для самых различных нужд и заказчиков - пароходы, танкеры, вспомогательные суда, военные суда. В дореволюционное время завод славился строительством как речных, так и морских судов, построив, к примеру, первый в мире теплоход танкер “Вандал” и вообще став центром строительства судов с дизельными двигателями. В советское время на заводе было построено больше двух сотен подводных лодок, включая атомные, а разработка и строительство судов на подводных крыльях “Ракет”, “Метеоров” и других и экранопланов Ростислава Алексеева принесло всемирную славу городу и предприятию. Сейчас успехи много скромнее, но город остается “морским” и мог бы рассчитывать на хорошее наследство в виде музейных кораблей.
К сожалению, пока в нашем городе сохраненных кораблей-музеев не так много и потому большую ценность приобретает каждый из них.
Пожалуй, наибольшую известность имеет катер “Герой”, или фактически - паровой буксир “Герой”. Установлен он на очень приметном месте у основания Чкаловской лестницы на Нижневолжской набережной у самой воды, популярном месте прогулок местных жителей и обязательном для посещения месте гостей нашего города. 80-тонный буксир был построен в 1899 г. в Швеции на заводе Motala Mekaniska Verkstads AB и до Великой отечественной войны носил имя “Финн”. Это небольшое судно в Гражданскую войну входило в состав Волжской военной флотилии и Волго-Каспийской военной флотилии, а в годы Великой отечественной войны участвовало в боях под Сталинградом. Прожив полную событий жизнь, “Герой” был установлен на постамент 4 мая 1985 г. как памятник речникам и морякам Волжской флотилии в честь 40-летия победы в Великой Отечественной войне.
Настоящим символом нижегородского кораблестроения является установленный в Сормовском районе на площади Буревестника “Метеор”. Проект 342, скоростного судна на подводных крыльях, как и другие проекты подобных судов, был разработан в г. Горький в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях завода “Красное Сормово” (ЦКБ по СПК завода “Красное Сормово”), и первый теплоход был построен на родном заводе в 1960 г. Суда, подобные “метеорам”, развивавшие скорость 60-70 км/ч, произвели настоящую революцию в транспортных речных перевозках. Они были очень популярны во всем СССР и их можно было встретить на реках очень многих стран. До какого-то момента самый первый “Метеор” украшал наш город, но ввиду ветхости он был заменен на другой, лучше сохранившийся корабль. Теперь любой может полюбоваться на Метеор-8, который, однако, на борту несет номер 001. Это судно было построено чуть позже, в 1962 г., на Зеленодольском заводе им. А.М.Горького. Радует, что в последнее время за этим памятником более или менее присматривают и периодически окрашивают.

Совсем новым в числе кораблей-музеев стал экраноплан типа “Акваглайд-5” “Виктор Разживин”. Это небольшое прогулочное судно, имеет совсем короткую историю, но все же демонстрирует еще одно детище конструктора Ростислава Алексеева. Проект экранопланов “Акваглайд-5” был разработан в том же нижегородском ЦКБ по СПК, уже носящем имя Р.Е.Алексеева для “Арктической торгово-транспортной компании”. Он был назван в честь первого пилота этого судна Виктора Разживина. Экраноплан установили в Парке Победы на набережной Гребного Канала только этой весной. Я хочу надеяться, что свое место в нашем городе в качестве музейного экспоната найдет и другой экраноплан, тот что до сих пор стоит в одном из цехов на судостроительном заводе. Один этот объект мог бы стать лучшим музеем города, который способен привлечь не только жителей России, но и многочисленных гостей из других стран.
Что же, это только первый пост. В мире сохранилось еще очень много музейных кораблей, которые еще предстоит увидеть. До встречи в следующем городе!

Update 25.07.2017
В прошлом году в нашем городе появился новый музейный корабль. Им стал еще один экраноплан. 14 октября 2016 г. в день 55-летия первого полета экраноплана СМ-1 и в рамках подготовки к празднованию столетия со дня рождения конструктора Р. Е. Алексеева во внутреннем дворе Нижегородского государственного технического университета был открыт мемориал с установленным на постаменте судном на динамической воздушной подушке проекта "Волга-2".

Этот небольшой экраноплан гражданского назначения разрабатывался с конца 1970-х гг. и стал одним из последних, к которым приложил руку известный конструктор. Первое судно построили в Балахнинском филиале ЦКБ по СПК и испытывали на Теплом озере близ Балахны, а затем на Горьковском водохранилище. В начале 1990-х гг. на авиастроительном заводе "Сокол" была выпущена целая серия подобных судов в количестве 10 единиц. Эти суда были участниками нескольких международных выставок и даже получили несколько наград. В конце 1990-х-начале 2000-х гг. несколько этих судов эксплуатировались на Оке и Волге в Нижнем Новгороде. По найденной в Интернете информации, установленный экраноплан был первым из серии, построенной на заводе "Сокол".

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения